Передвижной Форум «Евразийский Экспресс Культуры» 

в рамках Международного общественно-культурного проекта

«Понять Россию»

2021 – 2023

 

Актуальность проекта

Известная фраза Фёдора Тютчева «…умом Россию не понять...» стала не только общепринятым свидетельством особенностей нашей страны и менталитета россиян, но и неким приговором, который характеризует восприятие России представителями иных культур и прежде всего, так называемого, Западного мира.  Так ли это на самом деле?..

Разнузданная русофобская компания, разворачивающаяся на наших глазах в странах Западной Европы и Северной Америки, скорее утвердительно отвечает на поставленный вопрос. Действительно, основная проблема в отношениях России со странами коллективного Запада заключается в неспособности и нежелании последнего понять Россию, специфику её исторического пути, её тысячелетнюю судьбу.  И это проблема не сегодняшнего дня, её корни уходят в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют воспоминания и записки многочисленных путешественников и посланцев западных властителей, начавших посещать нашу страну практически сразу после образования в начале XVI централизованного русского государства. Достаточно вспомнить записки о Московии и России Сигизмунда Герберштейна, Адама Олеария, Джерома Горсея, Жака Маржарета, Корнилия де Бруина, герцога Лирийского, графа Сегюра, маркиза Де Кюстина и многих других авторов вплоть до наших дней.

Квинтэссенцию образа России и её народа, сформулированную в их трудах, можно выразить словами Адама Олеария: «Когда наблюдаешь русских в отношении их душевных качеств, нравов и образа жизни, то их без сомнения, не можешь не причислить к варварам… они остаются невеждами и грубыми людьми… они лукавы, упрямы, необузданны, недружелюбны, извращены, бесстыдны, склонны ко всему дурному… русские по природе жестокосердны и как бы рождены для рабства…» (Адам Олеарий. «Описание путешествия в Московию», Москва, изд. Российские семена, 1996 г., стр.187-201).

Данная точка зрения на Россию и россиян, усиленная в XIX в. трудами маркиза Де Кюстина, а в веке XX-м трудами классиков марксизма, расцветает пышным цветом в наши дни, как оправдание и обоснование русофобской традиции, возводимой в ранг государственной политики целого ряда ведущих стран так называемого Запада.

Идея,  задачи и особенности проекта

Противостоять этой традиции и успешно её развенчивать безусловно можно и нужно.

Сверхидеей проекта является выявление, формирование и распространение объективного позитивного взгляда на Россию у представителей наших западных современников.

Для этого, в рамках проекта, при их активном и непосредственном участии, создаётся благожелательное к России информационное поле с таковыми же информационными поводами и, как результат, соответствующий информационно-медийный продукт длительного пользования и массового потребления.

Такой подход должен стать прививкой западному общественному сознанию устойчивого иммунитета против агрессивной официальной русофобии.

Для скорейшего начала работы над проектом, помимо резко обострившейся со стороны Запада русофобии, возникает и существенный исторический повод –  чуть более 500 лет назад, в 1517 году состоялся первый в истории единого русского государства визит иностранного посланника, Сигизмунда Герберштейна, оставившего записки о своём путешествии, содержащие, в свою очередь, целостные, но более чем спорные описания нашей страны, её истории, культуры, образа жизни, нравов и традиций наших предков.  С полным основанием можно полагать, что эти записки положили начало 500-летнему предвзятому мифу о России, столь устойчивому и в наше время.

Передвижной Форум «Евразийский Экспресс Культуры», и в целом Международный Общественно-Культурный Проект «Понять Россию», как раз и направлен на решение задачи демифологизации предвзятого образа России. При этом, главной особенностью и спецификой проекта является тот факт, что добиться успеха его организаторы рассчитывают силами тех, кому данный образ усиленно навязывают профессиональные русофобы – наших западных современников, представителей самых разных возрастов и социальных слоёв своего общества. Прежде всего, их усилиями в рамках проекта  должен быть сформулирован и сформирован для подачи в общественно-медийном пространстве вполне конкретный объективный и привлекательный образ нашей страны.

Решение данной задачи требует разнообразной, продолжительной и кропотливой работы. Поэтому другими существенными особенностями проекта являются его многоформатность и протяжённость. Он предполагает свою концептуальную реализацию в течении нескольких лет и включает в себя целый комплекс отдельных этап-проектов, объединённых общим концептуальным подходом и решением единой задачи, обоснованной выше. Это и данный Передвижной Форум «Евразийский Экспресс Культуры», и Международный Молодёжный Слёт «За Правду и Дружбу», и проект создания цикла документальных фильмов «О России с любовью» и ряд других этап-проектов под общим названием «Понять Россию». 

Историческое обоснование проекта

В мае 2021 года исполняется 130 лет великой транссибирской железнодорожной магистрали (Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре.)

Также в 2021 году исполняется 200 лет практически забытому у нас, но приобретающему, чрезвычайную актуальность, в контексте современных обстоятельств международного положения нашей страны, выдающемуся событию российской истории и мировой истории – путешествию капитана Джона Дандаса Кохрана. В 1821-1823гг этот славный шотландец совершил уникальнейшее путешествие по России, от Петербурга до Петропавловска-на-Камчатке – в одиночку и… пешком! Удивительно, но подобное путешествие более не повторялось никем ни до, ни после. Оно поистине стало знаковым явлением своего времени – о нём с восторгом и удивлением отзывались многие российские и зарубежные современники, в их числе А.С.Пушкин, М.М.Сперанский, В.П.Кочубей, П.А.Вяземский, А.И.Тургенев, М.Д.Бутурлин, Ф.Ф.Врангель и другие. Наиболее значим тот факт, что путешественник на протяжении всего своего тяжёлого пути вёл записки, объединённые затем в книгу, где описывались в том числе географическое положение посещаемых регионов Российской империи, особенности их ландшафта, климата, населяемых эти места народов, особенностей их культуры, быта и традиций. В этой связи, интересен факт - будущая прокладка и строительство Транссиба во многом повторяет маршрут капитана Кохрана, что даёт весьма веские основания для предположения, что как сам граф Витте (инициатор строительства), так и инженерный корпус проекта строительства магистрали были знакомы с трудом путешественника и учитывали его многие выводы. Но главная ценность данной книги, которая кстати сказать более 10 раз издавалась и переиздавалась как в самой Великобритании, так и за рубежом(но, никогда в России), заключается не только в её многообразном и уникальным фактологическом материале, но, прежде всего, в исключительно доброжелательном тоне автора и его благосклонном отношении к России и россиянам. Он писал о России с любовью!… И это его чувство воплотилось в конце путешествия в женитьбе на русской женщине – Ксении Ивановне Логиновой - дочери камчатского генерал-губернатора.  Можно с полным основанием утверждать, что Джон Дандас Кохран, в результате своего путешествия, почувствовал и понял Россию!  -  именно эту цель преследует предлагаемый к реализации проект.

Записки выдающегося путешественника явились и остаются уникальным свидетельством эпохи, причём свидетельством не русофоба, кем были многие до него и после, но ДРУГА России. И этот факт – у России ВСЕГДА БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ ДРУЗЬЯ – является основной смысловой и содержательной сутью данного проекта.

 

Цели проекта

Помимо указанной выше основной задачи, стоящей перед проектом, он также ставит перед собой следующие цели:

-  формирование и укрепление позитивного восприятия образа Российской Федерации в плоскости международного общественного сознания

-  содействие формированию устойчивых представлений в сознании наших зарубежных современников о преимуществах жизни в России, привлекательности российского образа жизни, основанного на уважении традиционных ценностей, национальной и религиозной идентичности народов Российской Федерации, безопасности, социального мира и порядка

-   популяризация истории и культуры многонационального российского народа

- налаживание и укрепление отношений дружбы и сотрудничества между народами России и остального мира, с учётом специфики меняющегося современного мира и новой роли России, как гаранта мировой стабильности и традиционных гуманистических ценностей

-  развитие новых направлений туристического взаимодействия между Россией и другими странами, популяризация России как мировой туристической сверхдержавы, стоящей в одном ряду с такими странами, как Греция, Испания, Италия, Китай и Индия

Даты проекта

 9 – 24 мая 2021

Девиз проекта

«О России – с любовью!»

Участники проекта

Российские и зарубежные (Австралия, Великобритания, Ирландия, Италия, Канада, Китай, Норвегия, США и др. страны):

- артисты и творческие коллективы

- журналисты, издатели и представители СМИ, включая телевизионные

- историки и писатели

- представители бизнеса

- общественные и государственные деятели

 

Количество участников

До 150 человек

 

Общая концепция

Суть концепции проекта заключается в организации передвижного общественно-культурного Форума, с задействованием в нём российских и зарубежных участников, в виде специального поезда, следующего по маршруту транссибирского экспресса через всю Россию, и проведении культурно-массовых, научных и медийных мероприятий в местах остановок по программе Форума.

Зарубежные участники проекта прибывают в Москву накануне Дня Победы, участвуют в праздничных мероприятиях 9 мая, в том числе и в марше «Бессмертного Полка».

Для осуществления проекта, совместно с РЖД, формируется специальный железнодорожный подвижной состав из 3-5 вагонов, разрабатывается маршрут следования и остановок(практически совпадающий с маршрутом следования поезда Москва-Владивосток), достигается договорённость с администрациями городов(по маршруту следования) об организации плановых мероприятий проекта с участием местных творческих, медийных, деловых, научных и молодёжных кругов, а также иностранных участников проекта. В соответствии с этими договорённостями, в каждом из городов, где предполагаются остановки поезда, проводятся запланированные совместные акции проекта, а именно:

-  выступления зарубежных и местных артистов

-  встречи молодёжи и студентов

-  научные конференции историков

-  круглые столы по актуальным общественным вопросам

-  встречи деловых кругов по вопросам бизнеса и инвестиций

-  памятные торжества (посещения мемориалов воинской и трудовой славы, и др.)

Логистика проекта предполагает выделение для его реализации либо отдельного и самостоятельного подвижного состава со своим локомотивом и своей транспортной бригадой, либо выделение из подвижного состава РЖД нескольких вагонов  (без локомотива и транспортной бригады, но с вагоном-рестораном и обслуживающим персоналом) с дальнейшей их подцепкой к проходящим по единому маршруту поездам и обслуживанием соответствующих бригад. Ночёвки и питание участников проекта, на всём протяжении, организуются в тех самых вагонах, которые выделяются для его реализации.

 

Предполагаемые места остановок и проведения мероприятий проекта

Москва, Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток

Медийная поддержка проекта и его освещение в СМИ

Предполагается широкая информационная поддержка и освещение проекта российскими и зарубежными СМИ, включая ведущие телевизионные каналы. К Форуму проявлено внимание со стороны ряда зарубежных, включая британские (рассматривается участие ВВС), телевизионных компаний, заинтересованных в участии в проекте и сопровождении его своими телегруппами. В этом случае, помимо новостных выходов в эфир, ожидается создание полноценного телевизионного документального продукта в виде одного или многосерийного фильма о проекте, с дальнейшим его показом данными западными телекомпаниями в своих странах.

Также, в рамках проекта, планируется проведение широкомасштабных блог-сессий в социальных сетях, силами зарубежных блогеров, участвующих в проекте. Кроме этого, предполагается организация онлайн конкурсов на лучшую публикацию, лучший блог, лучший короткометражный блог-фильм о России, решения по которым будут приниматься непосредственно многочисленной международной интернет-аудиторией.

Перспективы проекта

Форум рассматривается как предполагаемое событие общеевразийского общественно-культурного масштаба и значимости. При реализации данного условия, Форум, безусловно, станет существенным фактором укрепления на международном общественном и медийном пространстве привлекательного образа Российской Федерации в целом, а также дополнительным фактором усиления привлекательности для жизни, бизнеса и туризма различных регионов России.

В случае подобного развития событий, Форум будет рекомендован к проведению на постоянной (ежегодной) тематической основе.

Организатор проекта

- АНО Содействия развитию международного культурного сотрудничества «Шотландский Культурный Центр»

Партнёры проекта

- ОАО «Российские железные дороги»

- ОСИГ (Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства)

Внимание!
Проект Московского Каледонского клуба "CAPTAIN COCHRANE’S SCOTTISH EXPRESS"

МЫ В СОЦСЕТЯХ

  • Иконка Facebook
  • Иконка Twitter
  • Иконка youtube

© 2015 Московский Каледонский клуб

 

 

*Копирование материалов сайта возможно исключительно с разрешения Московского Каледонского Клуба

АНО содействия развитию международных культурных взаимоотношений 
"Шотландский культурный центр "Каледонский Клуб". 
ИНН 7727322652